Что такое кран-букса? Кран-букса является неотъемлемой частью смесителя и выполняет функции регулирования потока воды. О том, что требуется ремонт смесителя, может свидетельствовать характерный звук при открытии крана, а также постоянное его протекание.
Существует два основных типа кран — буксы: червячный с резиновыми уплотнителями. При такой конструкции на конце штока находится клапан — резиновая прокладка. При вращении ручки-маховика, находящейся поверх штока, резиновая прокладка прижимается к седлу клапана, тем самым перекрывая поступление воды. и с керамическими картриджами.
Второй тип считается современным и удобным, но его применение возможно в том случае, если в водопровод подается чистая вода без примесей и без абразивных частичек. В этой более современной разновидности регулировка поступления воды производится с помощью керамических дисков с отверстиями. Поверхность дисков идеально ровная и гладкая. Один диск подвижен, фиксируется на штоке. Другой неподвижен, фиксируется на головке кран-букса. При вращении ручки (пол-оборота), когда отверстия на обоих дисках совпадают, поступает вода. В теории, краны с керамическими дисками не требуют ремонта и способны служить долго. Но, на практике, из-за плохого качества водопроводной воды (грязь, твердые частицы) неполадки в их работе тоже случаются, повреждается поверхность дисков.
Какой тип кран буксы установлен в смесителе, можно понять и, не разбирая конструкцию. Если для того чтобы началась подача воды нужно повернуть ручку на пол оборота, тогда установлена головка с керамическими дисками, а если для того же действия необходимо произвести два или три полного оборота маховика, тогда будьте, уверены в том, что на смесителе червячная кран-букса с резиновым уплотнителем.
Обе эти разновидности достаточно просты в установке. А вот что касается ремонта смесителя, то он обычно представляет собой процедуру довольно-таки проблематичную. Если червячную кран-буксу отремонтировать своими руками еще можно, то сломанную керамическую, скорее всего, придется просто заменить на новую. Большинство мастеров так и поступают.Стоят современные кран-буксы очень недорого – в пределах 150-250 рублей.
Червячная кран-букса: ремонт
Наиболее частой причиной поломки такой кран-буксы, является износ пластиковой или резиновой прокладки находящейся на конце штока.(на фото: в левом нижнем углу ) Следовательно, все что нужно для ремонта смесителя – это просто заменить этот элемент. Новое колечко обычно изготавливают из тонкой резины (1 мм). В крайнем случае может подойти и обычная старая велосипедная камера. Диаметр отверстия в вырезанном колечке должен быть таким, чтобы прокладка как можно плотнее надевалась на шток буксы и плотно прилегала к металлическому кольцу. Это обеспечит надежный запор воды. Внешний диаметр кольца может быть чуть большим, чем у старого элемента.
Керамическая кран-букса: ремонт
Чаще всего кран-букса керамическая начинает пропускать воду из-за износа уплотнительного кольца между ней и смесителем.(2) В этом случае кольцо нужно просто заменить. Если же в негодность придут керамические элементы(5,6) придется приобретать новую кран-буксу.
При установке новой буксы следует быть максимально осторожным. Слишком сильно надавив на ключ, можно поломать хрупкие элементы.
Ремонт однорычажного смесителя
Чтобы отремонтировать однорычажный смеситель своими руками, сначала нужно разобраться, как он устроен. А устроен он очень просто. Основной деталью такого смесителя является картридж который предназначен для регулировки, смешивания воды.
Картридж, который может быть с шаровым механизмом либо керамическим (состоящим из керамических, плотно притертых шайб, дисков ).В смесителе с шаровым механизмом, мы увидим пластмассовый картридж в котором находится полый шар из нержавеющей стали, имеющий 3 отверстия; два — для поступления в шарик холодной и горячей воды и третье отверстие — для выхода смешанной воды.Отполированный до блеска шар вращается, окруженный специальными резиновыми манжетами. Поломка возникает, чаще всего, из-за того, что резиновые манжеты изнашиваются и требуют замены.
Для ремонта необходимо перекрыть краны, расположенные на трубах с горячей и холодной водой. Затем надо спустить из системы оставшуюся воду. Снимаем рычаг смесителя с помощью шестигранника. Выкручиваем гайку и видим картридж, извлекаем его и меняем.
Специалисты рекомендуют, что нецелесообразно производить ремонт самого картриджа , поскольку очень трудно подобрать отдельные его детали. Картриджи на все модели смесителей есть в свободной продаже и иногда проще купить новый картридж, чем ремонтировать старый.